ОДОБРЕНЫ
Советом при Главе Республики Дагестан
по противодействию коррупции
(протокол от 27 февраля 2015 г. № 25-08/1с)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»
Махачкала 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая основа организации антикоррупционного обучения
государственных гражданских служащих Республики Дагестан муниципальных служащих Республики Дагестан …………………………………………………………3
2. Общие положения…………………………………………………………………….....4
3. Рекомендуемые подходы к планированию органами исполнительной власти Республики Дагестан обучения государственных гражданских служащих Республики Дагестан по образовательным программам антикоррупционной тематики…………………………………………………………………………………….4
4. Методологические основы формирования образовательных
программ для федеральных государственных служащих,
в том числе образовательных программ антикоррупционной тематики………………6
5. Примерное содержание разделов образовательных программ и
образовательных программ антикоррупционной тематики…………………………….6
5.2. Примерный перечень модулей, рекомендованных для освоения государственными гражданскими служащими Республики Дагестан подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений и членами комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Дагестан и урегулированию конфликта интересов…………….………….9
5.3. Примерный перечень модулей, рекомендованных для освоения государственными гражданскими служащими Республики Дагестан, осуществляющими проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов…………………………………………………………...13
Приложение 1. Нормативные правовые акты и иные материалы, с учетом
которых подготовлены методические рекомендации по
организации антикоррупционного обучения государственных
гражданских служащих Республики Дагестан ………………………………................18
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности обучения государственных гражданских служащих Республики Дагестан (далее – государственные служащие) и муниципальных служащих Республики Дагестан (далее – муниципальные служащие) по вопросам противодействия коррупции, а также обеспечения единых подходов к организации данного обучения.
Обучение государственных и муниципальных служащих направлено на повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, в связи с чем все более широкое распространение получает модель обучения, ориентированная как на получение обучающимися новых знаний, так и на умение применить их в практике прохождения государственной гражданской службы Республики Дагестан.
Обучение государственных и муниципальных служащих по образовательным программам дополнительного профессионального образования антикоррупционной тематики должно быть практикоориентированным и обеспечивать получение государственными и муниципальными служащими:
знаний нормативно-правовой базы по противодействию коррупции, в том числе в части установления запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, последовательности действий государственного органа при выявлении правонарушений коррупционного характера, правовых и морально-этических аспектов противодействия коррупции;
навыков применения полученных знаний, включая способность оценить коррупционные риски в различных областях государственного и муниципального управления, умение применить в практике государственного и муниципального управления механизмы противодействия коррупции.
Правовую основу организации антикоррупционного обучения государственных служащих и муниципальных служащих составляют:
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих»;
постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
Закон Республики Дагестан от 12 октября 2005 г. № 32 «О государственной гражданской службе Республики Дагестан»;
постановление Правительства РД от 10 декабря 2013 г. № 644 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие государственной гражданской службы Республики Дагестан и муниципальной службы в Республике Дагестан на 2014-2016 годы» (вместе с «Перечнем мероприятий по реализации государственной программы Республики Дагестан "Развитие государственной гражданской службы Республики Дагестан и муниципальной службы в Республике Дагестан на 2014-2016 годы»).
Размещение государственного заказа на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих осуществляется органами исполнительной власти Республики Дагестан в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (далее – образовательные учреждения) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с действующим законодательством финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с организацией обучения государственных и муниципальных служащих, осуществляется в части, касающейся повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан, выделенных соответствующему органу исполнительной власти Республики Дагестан на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих на соответствующий год.
власти Республики Дагестан обучения государственных и муниципальных служащих
по образовательным программам антикоррупционной тематики
Периодичность обучения по образовательным программам дополнительного профессионального образования, включая образовательные программы антикоррупционной тематики, устанавливается:
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для государственных гражданских служащих Республики Дагестан;
Закон Республики Дагестан от 12 октября 2005 г. № 32 «О государственной гражданской службе Республики Дагестан»;
Закон Республики Дагестан от 11 марта 2008 г. № 9 «О муниципальной службе в Республике Дагестан»;
постановление Правительства РД от 10 декабря 2013 г. № 644 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие государственной гражданской службы Республики Дагестан и муниципальной службы в Республике Дагестан на 2014-2016 годы» (вместе с «Перечнем мероприятий по реализации государственной программы Республики Дагестан «Развитие государственной гражданской службы Республики Дагестан и муниципальной службы в Республике Дагестан на 2014-2016 годы»);
в целях усиления антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки государственных и муниципальных служащих органам исполнительной власти Республики Дагестан и органам местного самоуправления рекомендуется включать разделы антикоррупционной тематики, подлежащие изучению, в требования ко всем образовательным программам дополнительного профессионального образования для государственных и муниципальных служащих при формировании задания для размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг.
Внедрение данного подхода к организации обучения государственных и муниципальных служащих позволит всем государственным и муниципальным служащим в рамках прохождения любой программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации в соответствии с требованиями о периодичности обучения освоить основные положения антикоррупционного законодательства, требований к антикоррупционному поведению при прохождении государственной гражданской службы Республики Дагестан, муниципальной службы Республики Дагестан и другие вопросы.
Вместе с тем, учитывая специфику служебных обязанностей, на обучение по образовательным программам антикоррупционной тематики рекомендуется направить независимо от срока прохождения предыдущего обучения:
Образовательные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе по антикоррупционной тематике, для государственных и муниципальных служащих рекомендуется формировать на модульной основе, позволяющей обеспечить структурирование учебной информации и содержания обучения, организацию работы с логически завершенными учебными блоками (модулями).
В целях повышения эффективности обучения образовательные учреждения проводят контрольные мероприятия по завершении освоения учебного плана в рамках каждого модуля.
При выборе образовательной программы для государственных и муниципальных служащих, в том числе антикоррупционной тематики, состоящей из отдельных типовых модулей, необходимо учитывать следующее:
проектируемые результаты освоения модуля должны быть сформулированы в виде набора знаний, навыков и умений, которые приобретет государственный и муниципальный служащий в рамках данного модуля;
методические материалы для освоения модуля должны содержать необходимую информацию, обеспечивающую возможность государственному и муниципальному служащему самостоятельно освоить данный модуль, используя его полностью или выбирая из него фрагменты в соответствии со своими образовательными потребностями.
Вместе с тем при обучении государственных и муниципальных служащих по образовательным программам краткосрочного повышения квалификации, имеющим, как правило, узкоспециализированный характер, использование модульного построения образовательных программ представляется нецелесообразным.
государственных и муниципальных служащих
При размещении органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления заказа на оказание образовательных услуг по повышению квалификации или профессиональной переподготовке государственных и муниципальных служащих рекомендуется:
включатьв учебныепланы образовательныхпрограмм кратко-срочного повышения квалификации разделы № 1-3. При этом рекомендуемый объем учебной нагрузки, который отводится на изучение каждого раздела, не должен превышать 3% от общей продолжительности образовательной программы;
включать в учебныепланы образовательныхпрограмм профессио-нальной переподготовки и повышения квалификации разделы №1-9. При этом рекомендуемый объем учебной нагрузки, который отводится на изучение каждого раздела, не должен превышать 2% от общей продолжительности образовательной программы.
Примерное содержание разделов антикоррупционной тематики:
Понятие и признаки коррупции.
Исторические аспекты возникновения коррупции. Причины коррупции.
Содержание коррупции как социально-правового явления.
Национальный план противодействия коррупции. Отношение к коррупции в обществе.
Классификация правовых способов противодействия коррупции.
Нормативно-правовая база противодействия коррупции.
Международно-правовые аспекты противодействия коррупции.
Конституционные основы противодействия коррупции.
Нормы трудового законодательства и противодействие коррупции.
Нормы гражданского законодательства и предупреждение коррупции.
Административно-правовые антикоррупционные нормы.
Уголовное законодательство и борьба с коррупцией.
Нормативные правовые акты и обеспечение противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации.
Антикоррупционное законодательство зарубежных государств.
Правовое положение государственного служащего.
Факторы, влияющие на коррупционное поведение государственного служащего.
Основные формы проявления коррупции в системе государственной службы.
Предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной службе.
Статус органа исполнительной власти Республики Дагестан.
Проблемы упорядочения государственных функций.
Полномочия органа исполнительной власти Республики Дагестан в сфере противодействия коррупции.
Использование административных процедур и регламентов. Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, предоставления государственных услуг в электронной форме.
Устранение административных барьеров и легальные отношения с бизнес-структурами.
Институциональная основа противодействия коррупции в органах исполнительной власти Республики Дагестан.
Организация противодействия коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан и на муниципальном уровне.
Основные виды правонарушений коррупционного характера в системе государственной службы.
Эффективность конкурсных процедур по поводу использования государственного имущества и бюджетных средств.
Коррупционные правонарушения при осуществлении закупок, поставок, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Рейдерство: типичные коррупционные проявления.
Оказание публичных услуг гражданам и юридическим лицам и коррупция.
Коррупционные правонарушения в сфере лицензирования и иного осуществления контрольно-разрешительной деятельности.
Уязвимость процедур регистрации юридических лиц, сделок с недвижимостью.
Коррупционные риски в процессе подготовки, принятия и реализации законов и иных нормативных правовых актов.
Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения.
Дисциплинарная ответственность служащих.
Административная ответственность граждан, юридических лиц и должностных лиц за коррупционные правонарушения.
Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности.
Оперативно-розыскная деятельность по выявлению и пресечению коррупционных преступлений.
Расследование уголовных дел о коррупционных преступлениях.
Органы прокуратуры и иные правоохранительные органы в сфере противодействия коррупции. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Общественный контроль как средство противодействия коррупции.
Преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры граждан.
Роль общественных объединений и средств массовой информации в борьбе с коррупцией.
Формирование антикоррупционного общественного мнения и поведения. Меры общественного осуждения.
Взаимодействие институтов гражданского общества с органами исполнительной власти Республики Дагестан и местного самоуправления.
Международные организации по противодействию коррупции.
Группа государств против коррупции (ГРЕКО) и проблемы участия России в ее деятельности.
Международные конвенции в области противодействия коррупции.
Национальное антикоррупционное законодательство - сравнительный анализ.
Международный и зарубежный опыт организации антикоррупционного обучения.
Модуль 1. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции на современном этапе.
Правовые основы противодействия коррупции в России.
Содержание Национальной стратегии противодействия коррупции.
Организационные основы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе.
Функции Управления по вопросам противодействия коррупции органов исполнительной власти Республики Дагестан (далее - Управления) в реализации мер по противодействию коррупции.
Планирование деятельности Управления и должностных лиц ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Модуль 2. Компетенция правоохранительных и иных органов исполнительной власти Республики Дагестан в сфере противодействия коррупции.
Компетенция органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, налоговых органов и регистрационных органов в сфере противодействия коррупции.
Взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами при реализации Управлением функций по противодействию коррупции.
Модуль 3. Уголовно-правовые средства противодействия коррупции.
Уголовная ответственность за коррупционные преступления.
Общие сведения об организации раскрытия и расследования преступлений.
Оказание государственными служащими Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, содействия правоохранительным органам в раскрытии и расследовании преступлений коррупционной направленности.
Модуль 4. Обеспечение соблюдения государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, исполнения ими обязанностей.
Содержание и нормативно-правовое закрепление ограничений и запретов, связанных с государственной и муниципальной службой, а также обязанностей, возлагаемых на государственных и муниципальных служащих.
Система мер по обеспечению соблюдения государственными и муниципальными служащими ограничений, запретов, требований к служебному поведению, общих принципов служебного поведения и исполнения ими обязанностей.
Функции и компетенция Управления по обеспечению соблюдения государственными служащими ограничений, запретов, требований к служебному поведению, общих принципов служебного поведения и исполнения ими обязанностей.
Оказание Управлением и должностным лицом консультативной помощи по соблюдению требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих.
Модуль 5. Принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Понятие и формы проявления конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Причины и условия, способствующие возникновению конфликта интересов, и меры по их устранению.
Процедуры урегулирования конфликта интересов.
Вопросы предотвращения конфликта интересов.
Функции и компетенция Управления и должностных лиц в обеспечении мер по урегулированию конфликта интересов.
Модуль 6. Представление государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Порядок предоставления государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Разрешение практических вопросов, возникающих при представлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Модуль 7. Обеспечение деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Порядок формирования комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), компетенция, организация работы, взаимодействие с руководителем органа исполнительной власти Республики Дагестан и с общественными объединениями, действующими при органе исполнительной власти Республики Дагестан.
Порядок рассмотрения комиссией или соответствующей аттестационной комиссией обращения гражданина о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора и заявления государственного или муниципального служащего о невозможности предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Организация заседаний комиссии, порядок рассмотрения вопросов и документальное оформление заседаний комиссии.
Виды мер юридической ответственности, рекомендуемые комиссией руководителю органа исполнительной власти Республики Дагестан в связи с коррупционными правонарушениями.
Контроль за исполнением решений, принимаемых руководителем органа исполнительной власти Республики Дагестан, органа местного самоуправления по инициативе комиссии.
Особенности организации работы аттестационной комиссии при рассмотрении вопросов соблюдения требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Модуль 8. Обеспечение Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений порядка реализации государственными и муниципальными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), прокуратуру Республики Дагестан или иные органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
Порядок уведомления государственными и муниципальными служащими представителя нанимателя (работодателя), прокуратуру Республики Дагестан, иные органы исполнительной власти Республики Дагестан о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений (далее - уведомление).
Перечень сведений, содержащихся в уведомлении.
Организация приема и порядок регистрации уведомлений.
Организация проверки содержащихся в уведомлении сведений.
Модуль 9. Обеспечение подразделениями кадровых служб проведения проверок.
Основания и порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан, муниципальной службы, и государственными и муниципальными служащими.
Основания и порядок проведения проверки сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан, муниципальной службы в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Дагестан.
Основания и порядок проведения проверки соблюдения государственными и муниципальными служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, муниципальной службы, ограничений при заключении ими трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Дагестан.
Оформление результатов проверки. Доклад о ее результатах и представление материалов проверки на рассмотрение в комиссию.
Порядок предоставления сведений о результатах проверки органам и организациям, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки.
Модуль 10. Подготовка проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции.
Нормативные правовые акты: виды актов, порядок их разработки и согласования.
Антикоррупционная экспертиза и государственная регистрация нормативных правовых актов.
Модуль 11. Служебная проверка.
Основания для проведения служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки.
Сроки проведения служебной проверки.
Права государственных служащих, в отношении которых проводится служебная проверка. Оформление результатов служебной проверки.
Модуль 12. Организация правового просвещения государственных и муниципальных служащих.
Современные технологии правового просвещения государственных и муниципальных служащих. Виды и формы пропаганды правовых знаний и правового воспитания.
Обеспечение доступа государственных и муниципальных служащих к официальной информации органов исполнительной власти Республики Дагестан.
государственными и муниципальными служащими, осуществляющими проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов их проектов
Модуль 1. Формы (источники) права и правотворчество в Республике Дагестан: взаимосвязь с экспертной деятельностью.
Понятие и признаки нормативного правового акта. Система нормативных правовых актов в Республике Дагестан.
Понятие правотворческой деятельности и ее отличительные признаки. Виды правотворческой деятельности. Нормативная основа правотворческой деятельности.
Правотворческий процесс: понятие, признаки, стадии.
Роль и значение нормативных правовых актов в правовой системе.
Понятие и виды экспертиз в правотворческой деятельности.
Модуль 2. Международные и европейские стандарты противодействия коррупции, зарубежное законодательство о противодействии коррупции.
Конвенция ООН против коррупции. Общая характеристика основных положений.
Конвенция о гражданской ответственности за коррупцию Совета Европы. Проблемы ратификации данного договора Российской Федерации.
Международные и национальные стандарты.
Проблемы реализации положений международных договоров в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации.
Законодательство европейских государств о противодействии коррупции.
Модуль 3. Состояние антикоррупционного законодательства в Республике Дагестан.
Законодательство Республики Дагестан о противодействии коррупции, его общая характеристика.
Развитие законодательства по борьбе с коррупцией в Республике Дагестан. Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции.
Юридическое образование и правовое просвещение населения как меры противодействия коррупции.
Совершенствование государственного управления в целях предупреждения и борьбы с коррупцией.
Правовой статус государственных и муниципальных органов, наделенных антикоррупционными полномочиями.
Модуль 4. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов в механизме противодействия коррупции.
Правовые средства и механизмы противодействия коррупции.
Понятие, значение и место антикоррупционной экспертизы в системе средств противодействия коррупции.
Правовая основа проведения антикоррупционной экспертизы.
Цели, задачи и принципы антикоррупционной экспертизы. Отграничение антикоррупционной экспертизы от иных видов экспертиз нормативных правовых актов.
Виды антикоррупционной экспертизы и их отличительные особенности.
Порядок отбора нормативных правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы.
Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы: общая характеристика и требования к его форме и содержанию.
Модуль 5. Коррупциогенные факторы и их ликвидация.
Понятие коррупциогенного фактора и его роль в создании условий для возникновения коррупционных отношений.
Система коррупциогенных факторов.
Общая характеристика коррупциогенных факторов.
Положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Способы выявления коррупциогенных факторов. Индикаторы наличия коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта).
Способы описания выявленных коррупциогенных факторов.
Способы и механизмы ликвидации коррупциогенных факторов.
Коллизии в праве: понятие, признаки, отличия от смежных категорий.
Нормативные коллизии: понятие, признаки и условия возникновения. Способы выявления нормативных коллизий. Способы разрешения нормативных коллизий.
Предупреждение коллизий норм в правоприменительной деятельности.
Влияние нормативных коллизий на риск возникновения коррупционных отношений.
Модуль 6. Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов исполнительной власти Республики Дагестан или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов исполнительной власти Республики Дагестан или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа исполнительной власти Республики Дагестан или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов исполнительной власти Республики Дагестан или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами исполнительной власти Республики Дагестан или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
Модуль 7. Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Наличие завышенных требований, предъявляемых к лицу для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. Условия и признаки надлежащей регламентации субъективных прав и обязанностей граждан и организаций. Соотношение баланса прав и обязанностей граждан (организаций) во взаимоотношениях с представителями публичной администрации. Юридические признаки отражения завышенных требований, предъявляемых к гражданам и организациям.
Злоупотребление правом заявителя органами исполнительной власти Республики Дагестан или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций. Правовое регулирование деятельности государственных гражданских (муниципальных) служащих Республики Дагестан. Антикоррупционные свойства надлежащего определения функций, обязанностей, прав и ответственности государственных служащих.
Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Модуль 8. Особенности антикоррупционной экспертизы отдельных видов нормативных правовых актов.
Специфика выявления коррупциогенных факторов в законопроектах Республики Дагестан, регулирующих права и обязанности граждан и организаций.
Специфика выявления коррупциогенных факторов в административных регламентах органов исполнительной власти Республики Дагестан.
Специфика выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актахоргановисполнительной власти Республики Дагестан, устанавливающих порядок реализации гражданами и организациями прав и обязанностей.
Специфика выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актахоргановисполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, регулирующих вопросы прохождения государственной и муниципальной службы.
Специфика выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах органов исполнительной власти Республики Дагестан, устанавливающих правовое положение структурных подразделений и территориальных органов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, регулирующих деятельность контрольно-надзорных органов.
Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов в бюджетной сфере.
Специфика проведения антикоррупционных экспертиз нормативных актов, включающих значительную естественно-научную составляющую.
Специфика экспертизы нормативных актов, связанных с пожарной безопасностью, дорожным движением, экологией, медициной, строительством и другими отраслями, имеющими, нерегулируемые юридическими нормами особенности.
Антикоррупционная экспертиза технических регламентов, принимаемых в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Модуль 9. Научные методы, применяемые для решения проблем, возникающих при проведении экспертизы.
Лингвистическая неопределенность как один из возможных коррупциогенных факторов. Применение специальных лингвистических знаний и методик. Анализ единства терминологического аппарата в различных нормативных актах. Правовая лингвистика.
Научные методы, применяемые для решения проблем, возникающих при проведении экспертизы. Системный анализ. Моделирование. Логикосемантические и логико-структурные методы анализа. Структурнофункциональный анализ. Метод сравнительно-правового анализа. Социологические методы. Ситуационный анализ. Методы экспертного прогнозирования. Методы экспертных оценок и другие.
Развитие антикоррупционнойэкспертизы с использованием результатов судебно-экспертной практики. Теория судебной экспертизы и учение об экспертной профилактике. Конкретные механизмы осуществления этой профилактики.
Модуль 10. Уровень коррупционных рисков и измерение коррупции.
Измерение коррупции как средство реализации антикоррупционной политики.
Уровень коррупции в государстве и его оценка. Уровень коррупционных рисков и их измерение. Коррупционные индексы и их показатели.
Социальные, экономические, организационные детерминанты коррупционных рисков в сфере государственного управления.
Методики оценки коррупционной емкости государственных органов, государственных должностей и государственных функций.
Сферы государственного управления с повышенными коррупционными рисками.
Результаты обследования уровня коррупции как источник данных о факторах, порождающих коррупцию в ее различных формах.
Основные задачи измерения коррупции.
Гражданское общество и частный сектор как наиболее активные действующие лица в процессе измерения коррупции.
Международные финансовые учреждения и международные организации и их роль в измерении коррупции.
Существующая методология измерения коррупции по направлениям: восприятие коррупции, показатели управления, показатели общественного доверия, эффективность деятельности бизнеса, риски коррупции бизнеса, свобода информации, политическая коррупция.
Обследования для выявления общественного мнения как наиболее часто используемое диагностическое средство оценки уровней коррупции.
Деятельность TransparencyInternationalпо измерению коррупции. Барометр мировой коррупции. Рейтинги коррумпированности стран.
Индекс восприятия коррупции (ИВК) организации TransparencyInternationalи индекс взяточничества, Индекс экономической свободы фонда HeritageFoundation. Обследование в рамках «века демократии» организации FreedomHouse. Индекс непрозрачности компании PricewaterhouseCoopersи другие показатели.
Приложение 1
Нормативные правовые акты и иные материалы, с учетом которых подготовлены методические рекомендации по организации антикоррупционного обучения государственных гражданских служащих Республики Дагестан
и муниципальных служащих Республики Дагестан
палате Российской Федерации».
службе безопасности».
«Об общественных объединениях».
ценных бумаг».
таможенных органах Российской Федерации».
обязанности и военной службе».
военнослужащих».
противодействия коррупции».